Суббота, 11.07.2020, 00:50
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Чулпанская ООШ " Инструктаж "Безопасное лето" находится в правой части меню "БЕЗОПАСНОСТЬ В ШКОЛЕ".

Главное меню
Обучение детей с ОВЗ
Наш опрос
Ваш любимый предмет в школе:
Всего ответов: 118
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Профилактика жестокого обращения с детьми

Необходимость защиты ребенка от всех форм жестокого обращения, от пренебрежения его интересами, от эксплуатации становится требованием времени и определенных знаний в выявлении различных форм насилия и связанных с ними последствий.

КАК УЗНАТЬ, ЧТО РЕБЕНОК ПОДВЕРГАЕТСЯ ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ?

Прежде всего, необходимо понимать, что существуют ФАКТОРЫ РИСКА, т.е. обстоятельства, ситуации, способствующие жестокому обращению с детьми.

Всем, кто работает непосредственно с семьей и ребенком, нужно знать, что факторами риска, характеризующими особенности детей – жертв насилия, являются следующие:

 нежеланный ребенок;

 наличие у ребенка физических и умственных недостатков;

 врожденные уродства;

 нелюбимый ребенок в семье;

 сходство с нелюбимым родственником;

 нарушения в поведении ребенка, включая гиперактивность;

 «трудный» ребенок;

 низкая масса тела при рождении, недоношенность;

 высокоодаренный или талантливый ребенок.

Один из факторов - социальное неблагополучие семьи:

 неполная или многодетная семья, а также та, в которой постоянно возникают конфликты между родителями;

 семьи с приемными детьми;

 наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией;

 специфические культурные или религиозные факторы;

 стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близкого человека, супружеских конфликтов, чрезмерной занятости взрослых;

 низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей;

 юные родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;

 использования физического и психического насилия в качестве наказания;

 статус беженцев в результате межнациональных конфликтов.

Не менее значимым и важным фактором риска является состояние здоровья родителей, других членов семьи, наличие в ней эмоциональных сложностей, характерологических особенностей:

 психические заболевания (психоз, депрессия);

 умственная отсталость;

 критические состояния (попытки суицида, нервные потрясения и др.);

 наличие в прошлом в семьях случаев жестокого обращения с детьми, инцеста, привлечение к уголовной ответственности за половые преступления;

 родители в детстве сами подвергались жестокому обращению, сексуальной агрессии или были лишены родительского внимания.

При наличии данных факторов происходит нарушение жизненного пространства ребенка, ведущее за собой серьезные проблемы. Поэтому очень важно своевременно обратить внимание на семью, в которой наблюдаются факторы риска, где есть почва для жестокого обращения с ребенком.

Различают четыре ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ жестокого обращения с детьми:

 ФИЗИЧЕСКОЕ,

 СЕКСУАЛЬНОЕ (развращение),

 ПСИХИЧЕСКОЕ (эмоциональное),

 МОРАЛЬНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ (пренебрежение основными нуждами ребенка).

 ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к отставанию в развитии, смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического и психического здоровья.

Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида и характеру травм.

Внешний вид:

  • множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие);
  • задержка физического развития (отставание в весе и росте);
  • признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

Основные виды травм:

- на теле – синяки, ссадины, раны от прижигания предметами, горячими жидкостями, сигаретами или от ударов ремнем; повреждения внутренних органов или костей травматического характера;

- на голове – кровоизлияния в глазное яблоко, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

- особой формой физического насилия у детей раннего возраста является синдром сотрясения, который характеризуется потерей сознания, рвотой, головными болями.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие:

Возраст до 3 лет:

  • малоподвижность, безразличие к окружающему миру;
  • боязнь физического контакта с взрослыми;
  • реакция испуга на плач других детей;
  • редкая улыбка и проявления радости;
  • плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль

Возраст от 3 до 6 лет:

  • отсутствие сопротивления, примирение со случившимся;
  • заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
  • лживость, воровство;
  • копирование поведения взрослых;
  • агрессивность, жестокое отношение к животным;
  • болезненное отношение к замечаниям, критике.

Младший школьный возраст:

  • боязнь идти домой после школы;
  • одиночество, отсутствие друзей;
  • стремление скрыть причину повреждений и травм.

Подростковый возраст:

  • побеги из дома;
  • криминальное или анти общественное поведение;
  • употребление алкоголя, наркотиков;
  • суицидальные попытки.

Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить проявление жестокости по отношению к ребенку:

  • позднее обращение за медицинской помощью или то, что инициатива обращения исходит от постороннего лица;
  • обвинение в травмах самого ребенка;
  • отсутствие обеспокоенности за судьбу воспитанника, невнимание к нему;
  • противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в происшедшее;
  • отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;
  • обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;
  • рассказы о том, как их наказывали в детстве;
  • признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение,неадекватность др.).

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ ИЛИ РАЗВРАЩЕНИЕ – вовлечение ребенка с его согласия либо без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу его функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия с взрослыми с целью получения этими взрослыми удовлетворения или выгоды. Таким образом, развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий:

- вуаеризм - подглядывание за ребенком в момент купания, переодевания, пребывания в туалете, а также принуждение его к раздеванию;

- эксгибиционизм – демонстрация обнаженных гениталий, груди, ягодиц перед ребенком;

- мастурбация со стороны ребенка или взрослого, обоюдная;

- сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей или вовлечение в проституцию;

- домогательства со стороны взрослого, не соответствующие возрасту ребенка, демонстрация эротических материалов с целью его стимуляции;

Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуальных действий между подростками, если они совершаются с применением угрозы или физической силы, а также в том случае, если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3 – 4 лет.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок, во - первых, не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого, в - вторых, не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.

Особенности психического состояния и поведения детей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие.

Дети дошкольного возраста:

  • ночные страхи, кошмары;
  • несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;
  • открытая мастурбация;
  • несвойственные возрасту знания о сексуальной жизни;
  • беспричинные нервно – психические расстройства.

Дети младшего школьного возраста:

  • низкая успеваемость;
  • замкнутость, стремление к уединению;
  • ухудшение отношений со сверстниками;
  • несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;
  • стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет никакой необходимости.

Дети старшего школьного возраста, подростки:

  • депрессивное состояние;
  • жалобы на боли в животе;
  • побеги из дома или учреждений образования и воспитания;
  • низкая самооценка;
  • угрозы или попытки самоубийства;
  • сексуализированное поведение;
  • употребление алкоголя и наркотиков;
  • беспорядочные половые связи, проституция.

ПСИХИЧЕСКОЕ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ) НАСИЛИЕ – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей(опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • оскорбление и унижение его достоинства;
  • угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;
  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
  • предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
  • ложь и невыполнение взрослыми обещаний;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
  • особенности психического состояния и физического развития, позволяющие заподозрить эмоциональное насилие:
  • задержка умственного и физического развития;
  • энурез;
  • печальный вид;

Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить психическое насилие:

  • нарушение сна, отсутствие аппетита;
  • длительно сохраняющееся подавленное состояние;
  • беспокойство, тревожность, агрессивность;
  • склонность к уединению;
  • неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
  • плохая успеваемость;
  • низкая самооценка;
  • чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;
  • угрозы или попытка самоубийства.

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми:

  • негативная характеристика ребенка;
  • постоянное сверхкритичное отношение к нему;
  • оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;
  • нежелание утешить, пожалеть ребенка, который действительно в этом нуждается;
  • отождествление с ненавистным или нелюбимым родственником;
  • перекладывание на него ответственности за свои неудачи;
  • открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

МОРАЛЬНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ (ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ НУЖДАМИ РЕБЕНКА) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию

Под неудовлетворением основных потребностей ребенка следует понимать следующее:

  • отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;
  • отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;
  • нанесение повреждений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение правонарушений.

Недостаток заботы о ребенке может быть и непреднамеренным. Он может быть следствием болезни, бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий и социальных потрясений. Заброшенными могут оказаться дети, проживающие не только в семье, но и находящиеся на государственном попечении.

Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка – признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и запросам:

  • санитарно – гигиеническая запущенность, педикулез;
  • задержка роста или общее отставание в физическом развитии;
  • низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в приюте);
  • задержка речевого и моторного развития, исчезающие при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;

Особенности психического состояния ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему:

  • постоянный голод и жажда, кража пищи;
  • стремление любыми способами привлечь к себе внимание взрослых;
  • требование ласки и внимания;
  • пассивность, подавленное состояние, апатия;
  • антиобщественное поведение;
  • агрессивность и импульсивность;
  • неумение общаться с людьми;
  • трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;
  • низкая самооценка.

Любой вид жестокого обращения с детьми (чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Как правило, причины проявления многих отклонений и нарушений во взрослой жизни скрыты в пережитом когда-то в детстве. Поэтому при оценке каждого конкретного случая насилия над детьми следует очень внимательно рассматривать весь комплекс клинических симптомов, психологических особенностей, социальных условий и обстоятельств, связанных с жестоким обращением, и подходить к данному вопросу профессионально, учитывая мнение всех специалистов, чтобы оказать действенную помощь. Знание психолого – педагогической, медицинской и юридической сторон проблемы жестокого обращения с детьми и пренебрежения их нуждами и интересами позволит максимально верно и эффективно действовать, предупреждая и ликвидируя такие явления.

 

Вход на сайт
Поиск
Информационная безопасность
Гостевая книга
Электронное правительство
ПОРТАЛ
Муниципальное образование Оренбургской области Кувандыкский городской округ

Copyright MyCorp © 2020
Хостинг от uCoz